Здесь мы рассмотрим пример сочинения ЕГЭ на тему «Чувство Родины как источник вдохновения».

Сочинение по тексту  К.Г. Паустовского. Текст здесь.

Задание к сочинению.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ход мыслей:

Надо найти проблему, которую автор ставит в тексте, и понять, как он ее решает. На самом деле, это один и тот же вопрос, потому что только увидев решение, мы можем понять, что за проблема была в тексте. В больших произведениях, романах и повестях, могут быть поставлены проблемы, которое не имеют решения, но в коротких очерках, на примере которых мы пишем сочинения на ЕГЭ, если есть проблема, всегда есть и решение.

Что конкретно надо искать?

Искать надо ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЖА. От начала текста к концу, с героем всегда происходит какое-то изменение. Если сначала он чего-то не мог, а потом смог — здесь и проблема и решение. Ели сначала он хотел одного, и ему было плохо, а потом захотел другого, и ему стало хорошо — вот и проблема, и решение. Чаще всего автор достаточно ясно дает понять, почему не получалось сначала, и получилось потом, или почему сначала было плохо, а потом стало хорошо — поэтому в первую очередь ищем такие изменения.

В тексте Паустовского про Берга такое изменение очень хорошо видно: сначала он не любил Родину, и писал неуверенно и неясно и неудачно, потом он полюбил Родину, и стал совсем другим — уверенным и сильным.

Вывод: Паустовский ставит вопрос о том, в чем источник вдохновения творца — художника, поэта, кого угодно; и отвечает — сила творца в любви к родине. Значит об этом и будем писать.

Для справки: там в тексте еще очень много букв. Гуси, паучки, желтые листья и вся остальная поэзия. Они могут пригодиться для других тем, а для этой — они не нужны, потому что изменение происходит не вокруг них.

Паучки и прочая туманная росистость может пригодиться для такой темы, например, как «Что такое любовь к Родине?» или «Чем вызывается любовь к Родине?» Тогда мы вспомним, что в начале Паустовский говорил, что Берг пытался ухватить признаки своего времени, то есть стремился догнать что-то вечно ускользающее, а потом он рассмотрел нечто более постоянное — природу в ее проявлениях, жизнь, как что-то вечное. Деревья, небо, камни, трава — все, что не подвластно времени, все, что не умрет. Все, что противопоставлено времени. В этом он и найдет основание для любви к Родине — в том, что она неизменна, ее не надо догонять, она всегда здесь и всегда ждет. Вот такой может быть ход мыслей, но этот пример сочинения о другом.

Пример сочинения по Паустовскому.
В рассказе про художника Берга К.Г. Паустовский поднимает проблему того, в чем подлинный источник вдохновения для творческого человека, и находит ответ в связи человека с Родиной. По мнению автора, источник сил творца — в любви к Родине, в чувстве близости к ней. На протяжении рассказа герой Паустовского из не очень успешного, неприкаянного портретиста и автора плакатов превращается в уверенного в себе, решительного творца. Это происходит только после того, как он обретает чувтство Родины. Паустовский ярко показывает это изменение.

Во-первых, в начале рассказа он прямо говорит о том, что Берг не любил Родину и не понимал этого чувства, а творческие попытки Берга в это время было «были полны неудач и неясностей».

Во-вторых, Паустовский дает герою говорящую фамилию. Вместо имени и отчества, у Берга холодная и неприветливая иностранная фамилия, ведь «берг» переводится как «гора». Его друг, художник Ярцев, напротив, своей фамилией напоминает нам о свете и тепле родного солнца и природы.

Еще сильнее мы понимаем, насколько Берг оторван от родных корней, когда видим, что даже у простого деревенского паренька, который везет его на дачу, есть и имя, и фамилия: Ваня Зотов, «сутулый и застенчивый мальчик» и то сильнее связан с родной землей, чем художник с «горной» фамилией.

Завершение преображения Берга мы видим, когда он, уже в городе, «сел к столу и быстро написал», что отдает на выставку свой первый пейзаж. Сейчас он действует без промедления, он не колеблется показать на выставке свой первый опыт в жанре, который никогда ему не давался. Из этого мы делаем вывод о том, что в связи с Родной землей он нашел не только свое вдохновение, но и свою силу, и свою решимость.

Я согласен с автором в том, что вдохновение и творческие силы художник или писатель черпает в первую очередь в связи с родной землей. В произведениях других авторов мы также видим, что связь с Родиной — залог не только творческих, но и жизненных сил. Например, герои пьесы М. Булгакова «Бег» не смогли в отрыве от России не только творить, но и жить. В завершение, хочу привести слова С. Есенина, которые, на мой взгляд ярче всего передают мысль о потребности художнику, творцу быть в связи с Родиной: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!». Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Что будут проверять.

Критерии оценивания сочинений на ЕГЭ:  Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому 2017.


Комментарии:

Нет комментариев

Оставить комментарий